?

Log in

No account? Create an account

Эзотерика в школьном образовании

В свежем 5-м номере журнала «Здаровы лад жыцця» за май 2016 года была опубликована статья «Нецензурная брань. Классный час для старшеклассников» за подписью учительницы русского языка и литературы СШ № 215 г. Минска Татьяны Миганович.

Качество предлагаемого школьному учителю методического материала с трудом поддается цензурному комментированию. Так, информация об истории русской обсценной лексики содержит абсолютно неверные сведения. Утверждение, что «сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено, но и являлось уголовно наказуемым» и далее «вплоть до смерной казни» (sic!) противоречит множеству исторических фактов и научных исследований этой темы.

Даже в печатных изданиях табуирование нецензурной лексики появилось во второй половине XVIII века. А до этого брань в письменных документах известна начиная с берестяных новгородских грамот XIII века. Как пишет В.М. Мокиенко в статье «Русская бранная лексика: цензурное и нецензурное» (Русистика. - Берлин, 1994, № 1/2. - С. 50-73) «Несмотря на все официальные запреты, однако, во всех слоях русского общества в нужных случаях "крепкие и сильные слова и выражения" были одним из самых эффективных способов "излить душу", - благо российская действительность всегда давала для таких излияний достаточно поводов.» На крайнюю распространённость матерной брани в русской разговорной речи XVI—XVII веков указывают как записки иностранных путешественников, так и русские поучения того времени.

Но псевдоисторическая чушь, которую несет автор, ничто на фоне раздела о вредности нецензурной брани. Он весь целиком от первого до последнего слова состоит из абсолютно антинаучной эзотерической белиберды. В частности, не имеет ничего общего с биологией рассказ о негативном влиянии ругани на ДНК и тем более якобы вызываемый ею мутагенный эффект, аналогичный эффекту радиационного излучения. К известной псевдонаучной идее восходят и рассказы о воздействии слова на молекулярную структуру воды.

Откуда берутся подобные тезисы легко понять глядя на список использованной литературы, в частности самиздат известного фрика Масару Эмото «Послание воды» и другие столь же «ценные» в научном смысле издания.

Я бы мог порекомендовать автору этой статьи либо изучать научную литературу по интересующей теме, либо оставаться в рамках своей компетенции и преподавать школьникам русский язык и литературу, не пытаясь рассказывать об истории и тем более о физике и биологии. А то ведь среди старшеклассников может внезапно обнаружиться тот, кто уроки по указанным дисциплинам не прогуливал – и опозорит такого учителя прилюдно перед остальными учениками.

А членам редколлегии журнала, среди которых в должности заместителя главного редактора числится доктор медицинских наук профессор Христофор Лавинский, должно быть стыдно за публикацию такого убогого материала.

Comments

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal Беларуси! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
Это высокохудожественная литература с яркими образами, а Вы рассуждаете о какой-то приземлённой науке :)))
Судя по всему, эта статья есть роспись в собственной профнепригодности. Брань, как ни крути, часть языка. И пусть этот богатый пласт в школе не проходят, учитель должен иметь хотя бы общее представление о нём. И если она не знает, нечего ей делать в школе.
Марк, так это же элементарно лечится уринотерапией!
В смысле напоить автора? Хорошая идея...
И кто автор этого фантастического сочинения?